На какие темы важно поговорить с подростком
Быть подростком – то ещё приключение. Ты не уверен в себе и мире вокруг, постоянно тревожишься, плохо спишь, тело претерпевает изменения. Всё это очень сложно.
Однако переменам в теле сопутствуют и перемены в душе и разуме. Более насыщенный период в жизни, чем пубертат, случается у человека только сразу после появления на свет. Тинейджерам тяжело ещё и потому, что окружающие хотят от них разных вещей, порой диаметрально противоположных. Родители – успеваемости и послушания, друзья – побольше времени проводить с ними за молодецкими утехами, а чего хочет сам ребёнок – это, вообще, дело третье. Вот так и рвёт людей на части в этом сложном возрасте: никогда точно не знаешь, что правильно и как поступить в той или иной ситуации.
Мы собрали несколько тем и подходящих книг, чтобы обсудить их с подростком. Они помогут родителям оказать нужную поддержку, а детям – стать спокойнее.
Страхи и тревожность
Совершенно бесстрашных людей не существует. Кто-то боится говорить перед большим скоплением людей, кто-то — подхватить страшную заразу, кто-то страшится пауков – человеческим страхам нет числа. Но у наших боязней и опасений есть чёткая эволюционная функция – беречь нас от получения травм и преждевременной смерти. Мешать они начинают, только когда влезают в нас слишком глубоко и не позволяют жить полноценной жизнью, полной впечатлений.
На этот счёт есть информативная книга, написанная клиническим психологом Реджин Галанти. Она называется «Ты сильнее тревоги». Техники, упражнения и описанный в ней опыт направлены на то, чтобы избавить подростков от чрезмерной тревожности и помочь им бороться с давлением проблем. Одна из главных сложностей для тревожного тинейджера состоит в простой вещи: он думает, что происходящее с ним – редкость. Но, как выяснили исследователи, склонность к тревожности встречается часто и может передаваться по наследству, а на её проявления сильно влияет круг общения и воспитание. Спровоцировать резкие приступы страха могут стрессовые события, вроде переезда в другое место жительства, расставание родителей, или окончание отношений с близким человеком.
Откуда берётся тревога
Описанные в предыдущем абзаце моменты, подстёгивающие тревожность, называются в психологии триггерами. Без них тревога не появляется, но у каждого они индивидуальны. Триггерами могут быть не только конкретные происшествия, но также и отдельные мысли в голове, эмоции от чьих-то действий или собственные поступки. Всё это можно поделить на две большие группы: внешние раздражители и внутренние. К внешним как раз можно отнести события вокруг: разлад в отношениях с любимой, скорая сложная контрольная или запись к доктору. Внутренние триггеры – это наши убеждения, воспоминания, опасения, физиологические ощущения, в общем, всё то, что таится в чертогах нашего тела и разума.
Во время приступа паники или тревоги мы обращаем большую часть своего внимания на его интенсивность. Из-за этого бывает сложно вычленить причину, по которой запустился злосчастный механизм. Чтобы докопаться до сути, можно применить простую технику.
Упражнение 1: «Что есть моя тревога и откуда она берётся»
Чтобы понять, как справляться с тревожностью, нужно для начала разобраться, откуда она появляется и что её провоцирует. Детям, склонным к тревожности и рефлексии, этот способ поможет докопаться до сути.
1. Пусть подросток заведёт себе список того, что его тревожит
Если тинейджер в моменте почувствовал беспокойство, пусть занесёт в специальный блокнот, что произошло и при каких обстоятельствах. Это может быть короткая заметка в виде «дата, время дня, что происходило, какие были проявления тревоги». Например: «1 декабря, понедельник, в школе объявляли оценки за сочинения, вспотели ладони». Это не должна быть запись в дневник, просто короткая отметка – этого достаточно.
2. Списку можно выделить конкретное время дня
Чтобы не вдаваться в постоянное записывание и не уделять слишком много внимания трекингу тревожности, пусть ребёнок делает заметки один раз в день, в строго отведённое время.
3. Записи лучше вести в понятном только подростку виде
Страх быть замеченным за самокопанием – один из самых сильных. Чтобы такого не происходило, пусть ребёнок использует простое кодирование любыми понятными символами. Их потом можно расшифровать и дополнить при надобности.
4. Главное – найти закономерность
В проявлениях тревоги можно найти паттерны, а по ним и триггеры. Это может быть что угодно, вплоть до погоды, окружающих людей и их количества. Отыскать закономерности важно.
5. Система баллов
Случаям, когда появляется тревога, лучше присваивать оценки, оптимальная шкала – от нуля до десяти, где нижняя грань – абсолютный покой, а верхняя – максимальный уровень тревоги. Например, ребёнок выступал перед классом и почувствовал, что боится на восемь баллов. Теперь полезно разобраться, уменьшится ли значение, если вокруг будет меньше людей или, скажем, они будут незнакомыми. Точных цифр из-за специфики вопроса получить не удастся, но разобраться в себе такой подход точно поможет.
Упражнение 2: «От пяти до одного»
Эта техника направлена на то, чтобы прервать порочный круг тревоги, а не уйти на новый его виток. Она использует переключение внимания на окружающий мир, когда в голове и на душе полная мешанина из чувств, эмоций и мыслей.
1. Оглянись и отметь для себя пять вещей вокруг
Лучше обращать внимание на небольшие детали, которые раньше уходили из поля внимания.
2. Найди то, что можешь потрогать
Нужно потрогать четыре предмета, до которых можно дотянуться. Далее нужно сосредоточиться на том, какие они на ощупь и на своих ощущениях поверхности. Какие они? Гладкие, шершавые, скользкие? Важно просто отметить это про себя.
3. Прислушайся к миру
На этом этапе нужно прислушаться и найти вокруг звуки, на которых можно сосредоточиться. Это может быть мерное гудение кондиционера, улица за окном или голоса за дверью. Далее нужно назвать, что издаёт три из этих звуков.
4. Почувствуй два запаха
Здесь нужно принюхаться и найти два запаха. Они могут быть приятными или не очень, оценку им давать не нужно.
5. Почувствуй один вкус
Нужно подумать, что вокруг можно попробовать. Если ничего под рукой нет, следует сосредоточиться на ощущениях во рту или просто представить один любимый вкус.
Упражнение 3: «Дыхание по принципу квадрата»
Эта техника помогает переключиться, осознать себя в моменте и успокоиться. Все действия выполняются четыре раза, а каждое отдельное – по четыре секунды, отсюда и квадрат в названии.
Чтобы начать, нужно принять удобную позу;
После этого нужно медленно вдыхать в течение четырёх секунд и затем на такой же промежуток времени задержать дыхание;
Теперь пора медленно выдохнуть, также за четыре секунды;
В конце следует задержать дыхание на четыре секунды и повторить всё сначала четыре раза;
Как настаивать на своём
Одни из самых важных навыков, которым родители должны научить своих детей, — это открыто высказывать своё мнение, уметь его обсудить и отстоять.
До того момента, когда ребёнок достигнет подросткового возраста, родители стараются контролировать его жизнь, насколько это возможно. Пубертат – время, когда нужно немного отпустить ситуацию и дать детям больше самостоятельности. Это учит просчитывать наперёд и разбираться со своими проблемами, брать ответственность и строить коммуникации с миром. Первый шаг на этом пути – научить подростка правильно общаться, то есть, открыто и уверенно. Это ещё называют ассертивным общением. Его принципы исчерпывающе описаны в книге Эмили Робертс – «Твоё мнение важно!».
Что такое ассертивность
Ассертивность – это синоним слова «решительность», именно она помогает людям налаживать отношения с окружающими и достигать своих целей. Решительность помогает постоять за себя, когда на мнение подростка оказывается давление. Когда ребёнок ведёт себя уверенно и решительно, люди вокруг чувствуют его самодостаточность, это помогает справляться с разными сложными жизненными событиями.
Во время отстаивания своей позиции главное не задевать других, иначе ассертивность превращается в хамство и грубость. Потому что решительность – это способность сказать то, что следует, без негатива. Быть ассертивным, значит, уважать самого себя и честно выражать свои желания и мысли, но не грубить другим. Чтобы овладеть этим качеством, нужно как можно больше практиковаться.
Как обрести уверенность в себе
Чтобы выглядеть и чувствовать себя уверенно, есть несколько простых советов. Они подойдут и детям, и подросткам, и даже взрослым.
1. Важно помнить про язык тела
Уверенность и неуверенность в нас выдаёт язык нашего тела: поза, выражение лица – здесь важно всё. И первое, что стоит сделать, — это выпрямиться, так мы выглядим более уверенно.
2. Нужно следить за тоном голоса
Наш голос – мощный инструмент, он может дополнять то, что мы произносим, или диссонировать с этим. Во время конфликта полезно вести себя спокойно и дружелюбно, желательно не использовать сарказм – он раздражает собеседника (или противника). Говорить лучше внятно и разборчиво, но не слишком громко. Следует избегать агрессивного тона, он ни к чему.
3. Внимательно слушать так же важно, как и хорошо говорить
Когда мы общаемся с людьми, важно показать им, что мы слушаем. В общении двоих нет места наушникам в ушах и телефону в руках. Внешний вид должен показывать уважение, а внимание следует направить на то, что человек говорит вам. Смотреть лучше прямо на собеседника, но необязательно прямо в глаза.
4. Эмпатия
Для человека важно уметь представлять себя на месте собеседника, мысленно меняться с ним ролями. Только так можно получить наиболее полную картинку происходящего.
5. Улыбка
Изображать восторг или излишнюю радость не стоит, но улыбка помогает наладить коммуникацию. Не ухмылка и не саркастичный смешок, а именно искренняя лёгкая улыбка. Но и она должна быть уместна.
О принятии себя внешне
Принять себя таким, какой ты есть, своё тело, свою внешность – важнейший навык для человека любого возраста. Очень важно научиться ему в подростковом возрасте.
Тинейджеры большую часть времени проводят в социальных сетях, где сравнивают себя с другими и ищут идеалы. Порою недостижимые, потому что люди в своих профилях показывают лишь маленькую часть своей жизни.
Согласно последним социологическим исследованиям, всё больше детей в пубертатном возрасте недовольны собственной внешностью. Причём, чем больше возраст и чем ближе он от 11 лет к пубертату, тем процент неудовлетворённых своим внешним видом детей выше. К 14-15 годам почти половина детей недовольны собой.
Книга «Тебе не нужны фильтры!» как раз учит адекватно реагировать на то, что тинейджер видит в Интернете. Она учит справляться с неуверенностью в своей внешности и помогает перестать обращать много внимания на собственные несовершенства.
Каждый из нас носит в голове собственные ощущения от своего тела. Они могут быть преимущественно негативными или позитивными. В первом случае нужно что-то менять. Иногда в сторону негатива отношение к своему телу склоняют чужие грубые слова или определённые ситуации, происходящие с тинейджером. Из-за этого теряется адекватное восприятие себя.
Объясните своему ребёнку, что оценивать себя и окружающих, исключительно исходя из внешности, это неправильно. Если подросток часто смотрит на себя в зеркало и постоянно твердит, что он некрасивый, это верный признак того, что что-то пошло не так. Человек – это совокупность огромного количества параметров, характеристик, поступков, действий, мыслей. Одним словом – вселенная. А целую вселенную не может охарактеризовать ни одежда, ни внешность. Тело – это далеко не всё.
Какие распространённые установки тинейджеров неверны
Мир монохромен, всё можно условно разделить на «белое» и «чёрное». Например: «Я самый некрасивый в мире человек, потому что у меня прыщи на лице». Суждения о чём-то большом по его мелким деталям. Сюда относятся обобщения. Пример: «в школе одноклассник дразнит меня и называет толстым, значит, я совершенно не красивый и никому никогда не понравлюсь».
Чрезмерный пессимизм и гадание. Сюда можно отнести постоянное ожидание того, что случится что-то плохое и необоснованные предположения о чём бы то ни было. Например: «у меня на лице большая родинка, значит, меня точно никто не пригласит на танец, если я пойду на любую дискотеку».
Драматизм. Это когда человек сразу считает, что всё выйдет самым наихудшим возможным (а порой и невозможным) образом при первых сложностях. Пример: «меня бросила девочка, значит, я всю жизнь буду жить один».
Излишне острое восприятие своих недостатков. Например: «люди вокруг смотрят только на мой большой нос».
Сравнения себя с другими в негативном ключе. В частности: «Маша красивее меня, потому что с ней больше общаются мальчики».
Завышенные ожидания. Так происходит, когда человек проявляет к себе излишнюю требовательность и мыслит только категориями «мне необходимо». Например: «если на Дне рождения я не буду красивее всех, я не смогу этого пережить»
Важно, чтобы ребёнок с любовью и уважением относился к своему телу и всегда помнил, что оно его друг. Тело помогает нам делать много удивительных вещей, за это нужно быть ему благодарным.

Источник: https://zbk.ru
Категория: Дети и молодежь | Добавил: fcsssdm (13.04.2023)
Просмотров: 107 | Теги: тинейджер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar