Методические рекомендации по противодействию жестокого обращения с детьми
images-6-.jpg>
Жестокое обращение с детьми: что это такое?
Всегда считалось, что самое безопасное место для детей — это собственный дом и семья. Однако, факты ставят это утверждение под сомнение. По данным статистики, около двух с половиной миллионов несовершеннолетних в возрасте до 14 лет избивают родители, более 50 тыс. ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения, более 50% преступлений в быту совершаются в присутствии детей, 30-40% всех тяжких преступлений в быту совершается в семье.
Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
  1. 1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
  2. 2. Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
  3. 3. Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
  • -открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
  • -угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;
  • -замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;
  • -преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;
  • -ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
  • -однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
  1. 4. Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:
  • -отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • -отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.
К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии. Ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжкой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.
Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.
Признаки, с помощью которых мы можем узнать о физическом насилии:
  • - необъяснимые травмы или ожоги на теле ребенка (особенно повторяющиеся);
  • - ребенок уходит от разговора об этих травмах;
  • - нежелание ребенка ходить в шортах и футболке в жаркие дни;
  • - ребенок боится идти домой и боится встречи с родителями;
  • - неоднократные побеги ребенка из дома.
Признаки, с помощью которых мы можем узнать о сексуальном насилии:
Дети в возрасте до 5 лет:
  • - нет ощущения безопасности и полные страха глаза;
  • - в присутствии конкретного человека показывают очень сильный страх (более чем в 90% случаев это известный человек или родственник, почти 50% собственных родителей);
  • - наличие повреждения гениталий, анальной области;
  • - регресс как защитный механизм, уход на более ранние ступени развития, когда ребенок был младше;
  • - проблемы с приемом пищи;
  • - играя в куклы или другие игры дети имитируют сексуальное поведение;
  • - потеря интереса к игре;
  • - словарный запас ребенка отличается наличием бранных слов.
Дети от 5 до 12 лет:
  • - ребенок начинает лгать, воровать, ругаться, чтобы привлечь внимание к себе;
  • - ребенку становятся скучными мероприятия, которые ранее ему были интересны;
  • - ребенок не желает посещать уроки физкультуры
  • - у ребенка появляется не пропорциональная возрасту сексуальная активность.
  • - у ребенка появляются инфекции мочевыводящих путей, кровотечения или повышенная чувствительность в области гениталий или анальной области;
  • - у ребенка появляются проблемы с приемом пищи - анорексия или переедание;
  • - подавленное настроение;
  • - покушение на самоубийство;
  • - плохое мнение о себе, как правило, причинение вреда самому себе;
  • - побег из дома;
  • - регрессия в поведении;
  • - у ребенка появляются попытки сексуального надругательства над другими детьми;
  • - у ребенка нет желания идти домой.

Дети старше 13 лет (также относится к любой предыдущей)
  • - у ребенка подавленное настроение;
  • - ребенок употребляет ПАВ (наркотики, алкоголь);
  • - у ребенка появляются проблемы с памятью;
  • - ребенок хронически страдает от кошмаров, боится темноты;
  • - ребенок не в состоянии сосредоточиться;
  • - ребенок стремится к одиночеству;
  • - для эмоциональных реакций ребенка характерны вспышки гнева;
  • - наличие у ребенка неоправданного чувства вины.

Признаки, с помощью которых мы можем узнать о психическом (эмоциональном) насилии:
  • - боязнь новых ситуаций;
  • - попытка суицида;
  • - невротические симптомы;
  • - выражения неопределенности в отношениях с большинством других людей, неспособность устанавливать дружеские контакты;
  • - чрезмерно пассивное поведение, или, наоборот, чрезвычайно агрессивное;
  • - замечание о возможном наказании;
  • - недоверие к взрослым людям, которые пытаются помочь детям, или, наоборот, чрезмерная зависимость от опекаемого поведения взрослого и постоянное выражение благодарности за любое внимание;
  • - ребенок находит любые причины, чтобы не оставаться в своей собственной семье, хотя это совершенно неуместно;
  • - ребенок убежден, что никто его не любит.

Памятка родителям по предупреждению жестокого обращения с детьми в семье
Важно помнить!
Когда взрослый человек бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность и фрустрацию. Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным.
Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить. Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь добиться понимания ими правил, которые вы установили у себя дома. Это могут быть правила безопасности, времени и порядка принятия пищи или отхода ко сну.
Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что бить - это нормально и приемлемо. Дети будут думать, что это нормальная практика - добиваться желаемого с помощью насилия. Учите своих детей другим способам выражать свои эмоции, например, словами. Затем – примите, покажите им, что вы принимаете их чувства и эмоции. Покажите, что вам не все равно.
Иногда слишком уставший или встревоженный родитель начинает трясти кричащего – как грудного возраста, так и старше. Так делать нельзя ни в коем случае - это может привести к слепоте, повреждениям мозга или даже смерти ребенка. Что делать? Остановитесь! Если вас «достает» плач, обратитесь за помощью к другу, родственнику, соседке, попросите их посидеть с ребенком, хоть десять минут, пока вы примете душ или просто выйдете на улицу, успокоитесь. Научитесь просить и принимать помощь других людей. В крайнем случае, оставьте грудного ребенка в кроватке или манеже и уйдите в душ на 5 минут – пусть лучше ребенок плачет, чем вы причините ему непоправимый вред.
Физическое насилие (в любом виде) – пугает. Контролируйте себя. Ничто не поможет ребенку, который себя не контролирует, лучше, чем взрослый, остающийся спокойным. Учите детей справляться с собственным гневом и эмоциями и не позволяйте им овладеть собой. Помните, что вы - взрослый человек.
Никогда не бейте ребенка, чтобы прекратить то или иное его нежелательное поведение «на людях». К сожалению, многие мамы и папы стесняются того, что ребенок время от времени выходит у них из-под контроля и это видят другие люди (а иногда и комментируют). И предпочитают прекратить это поведение с помощью насилия. Поймите, что как вам может быть неудобно, что ребенок раскапризничался на улице, в магазине, на празднике, ребенку в сто раз тяжелее пережить насилие, совершенное на виду у других (а что еще хуже - с одобрения чужих людей). Кроме того, вы, таким образом, даете понять ребенку, что его эмоции и его мнение ничего не значат для вас. Запомните – ребенок не может и не должен быть «удобен» окружающим, это не игрушка, которую можно в нужный момент положить в ящик или выключить. Если вас наказывали в детстве, очень легко передать это поведение дальше. Вспомните, как вы себя чувствовали ребенком. А также попытайтесь найти время для себя. Вы почувствуете себя лучше и станете лучшим родителем своему ребенку.
Во многих капризах и шалостях Вашего малыша повинны Вы сами, потому что:
  • - вовремя не поняли его;
  • - пожалели свои силы и время;
  • - стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд или простого раздражения;
  • - стали требовать от него того, что он попросту не может Вам дать – в силу особенностей возраста или характера.
Категория: Профилактика насилия в семье | Добавил: fcsssdm (15.06.2020)
Просмотров: 394 | Теги: насилие в семье, жестокое обращение с детьми | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0